Аня Скляр

Абрахам Маслоу - Мотивация и личность. Часть 3

Теодор Райк выделил одну из особенностей любви, назвав ее отсутствием тревоги. ... Речь идет о склонности ко все большей спонтанности, отказу от оборонительных реакций, проигрывания ролей, попыток захватить лидерство во взаимоотношениях. По мере своего развития отношения становятся более интимными и честными, партнеры достигают высот самовыражения, что само по себе случается нечасто. ... С любимым человеком можно быть самим собой, вести себя естественно. ... Одним из величайших наслаждений в здоровых отношениях с любимым человеком является максимальная спонтанность, естественность, отказ от оборонительных реакций на воображаемую угрозу. В подобных взаимоотношениях нет необходимости «держаться на уровне», производить впечатление, ощущать напряженность, следить за своими словами и поступками, подавлять и сдерживать свои чувства. ... могут оставаться самими собой.

***
Самоактуализирующиеся индивиды и в настоящее время любят и любимы.
***
Меннингер сделал весьма меткое замечание о том, что человеческие существа в действительности очень хотят любить друг друга, но просто не знают, как это делать.
***
Для здоровых людей любовь и секс тесно взаимосвязаны. ... Самоактуализирующиеся мужчины и женщины в целом не стремятся к сексу ради секса и не испытывают удовлетворения только от него.
***
Все серьезные писатели, освещавшие тему идеальной, или здоровой, любви, подчеркивали важность развития индивидуальности каждого из партнеров, заинтересованность в личностном росте партнера, подлинное уважение к его уникальности.
***
Возникновение любви у здоровых людей напоминает то, как человек начинает любить великую музыку — он испытывает благоговейный трепет, переполняется ею, что, собственно, и приводит к любви. ... В одной из своих лекций Хорни определила свободную от невротических наслоений любовь как отношение к другому человеку как к цели, а не средству для достижения цели. Соответственно, в этом случае закономерной реакцией будет радость, восхищение, очарование, преклонение, но не стремление использовать. Святой Бернард сказал об этом так: «Любовь не нуждается в причине и не имеет границ; она есть собственный плод, собственное наслаждение. Я люблю, потому что люблю; я люблю, чтобы любить».
***
В любви самоактуализирующихся индивидов нет напряжения и борьбы, столь характерных для любви обычных людей. Говоря философским языком, это аспект бытия и становления, это бескорыстная любовь к другому человеку просто за то, что он существует.
***
Наши подопечные проявляют здоровый эгоизм, уважение к себе, отсутствие склонности к бессмысленным жертвам.
В любовных отношениях наблюдается сочетание выраженной способности любить с уважением к себе и своему партнеру. ... Несмотря на головокружительные любовные переживания, наши подопечные остаются собой, продолжают жить по своим законам.
***
Все мои подопечные сравнительно спонтанны и экспрессивны. Они способны вести себя более естественно и раскованно; складывается впечатление, что они меньше склонны критиковать себя, поэтому держатся свободнее. Эта способность выражать свои мысли и побуждения, не опасаясь насмешек со стороны, весьма существенна для креативности самоактуализации. ... Мои подопечные креативны именно в таком понимании, т. е. они подобны детям. ... они «открыты переживаниям», т. е. не склонны навешивать ярлыки, а также спонтанны и экспрессивны.
***
Мало опасаются неизвестности, таинственности, загадочности; можно сказать, что неизведанное притягивает их.
***
Пытаясь понять, в чем причина креативности моих подопечных, я пришел к выводу, что многое связано с относительным отсутствием страха. Они определенно меньше приобщены к культурным нормам; а это значит, что они меньше боятся того, что скажут, чего потребуют или над чем будут смеяться окружающие. Именно это принятие глубин своего Я делает восприятие действительности незамутненным, а поведение спонтанным (менее подверженным контролю, менее запланированным). Эти люди меньше опасаются собственных мыслей, даже грязных, глупых или безумных. Они меньше опасаются вызвать смех и неодобрение окружающих. Они могут позволить себе отдаться во власть эмоций. Обычные люди с невротическими проявлениями, напротив, окружены стеной страха, по большей части находящегося в них самих. Они строго контролируют свое поведение, подавляют чувства. Они недовольны глубинами своего Я и полагают, что окружающие придерживаются того же мнения. ... самопринятие ... Они тратят меньше времени и энергии, чтобы защитить себя от себя самих.
***
Существенный аспект пиковых переживаний — внутренняя цельность личности, а следовательно, гармония между человеком и окружающим миром. ... Одним из аспектов пиковых переживаний является полная, хотя и кратковременная утрата страха, тревоги, контроля, защиты, отказ от проволочек и сдерживания. Страх распада, страх попадания во власть инстинктов, страх смерти и болезни, страх следования пагубным страстям исчезает или, по крайней мере, становится преодолимым. Это состояние также способствует обострению восприятия, ранее искаженного страхом. Можно подумать, что это восторг, наслаждение или самовыражение в чистом виде. Однако все это имеет место в действительности, поэтому мы можем говорить о слиянии фрейдистских «принципа удовольствия» и «принципа реальности».
***
«Все, по — видимому, направлено на сохранение жизни и мало что на то, чтобы сделать ее стоящей». Пуанкаре утверждал, что его задача не столько в том, чтобы заработать себе на хлеб, сколько в том, чтобы этот хлеб ему не надоел.
***
Секс обычно обсуждается в таком тоне, словно это чума. Повышенное внимание к связанным с ним опасностям мешает нам видеть, что это, прежде всего, весьма приятное занятие, к тому же обладающее терапевтическим и обучающим потенциалом.
***
В целом надо рассматривать как психопатологию любую неспособность достичь самоактуализации. Средний или нормальный человек, как правило, больше напоминает психически больного, хотя его состояние не столь тяжелое. ... Надо подчеркнуть терапевтическую значимость положительных жизненных переживаний, например семейных отношений, дружбы, материального достатка. ... Анормальная психология не должна ограничиваться исследованием шизофрении, но также рассматривать такие проявления, как цинизм, авторитаризм, ангедония, утрата жизненных ценностей, предвзятость, ненависть, жадность, эгоизм и т. п. Это серьезные заболевания с точки зрения их общественной значимости. ... Цинизм, безусловно, гораздо более важная социальная проблема, чем, например, депрессия.
***
Сопротивление желанию купить что — либо на распродаже, противостояние рекламе, пропаганде, мнению окружающих, сохранение автономии, сопротивление предложениям, подражанию, соображениям престижа весьма характерны для здоровых людей и редко встречаются у обычных. Прикладная социальная психология должна уделять больше внимания изучению признаков здоровья.
***
Поведение здорового индивида гораздо меньше подвержено влиянию страха, тревоги, чувства вины, стыда и больше определяется стремлением к истине, логике, справедливости, реальности, красоте, правоте и т. п.
***
Когда Жака Леба спросили, кто он, невролог, химик, физик, психолог или философ, он ответил просто: «Я разрешаю проблемы».
***
Концентрация внимания, необходимая для восприятия и понимания важной или новой проблемы, как известно, весьма утомительна, поэтому мы прибегаем к ней относительно редко. Подтверждением этому может служить всеобщее увлечение техниками скорочтения, короткими романами, журналами — дайджестами, стереотипными фильмами, насыщенными клише диалогами и, в целом, избегание реальных проблем или, во всяком случае, предпочтение стереотипных псевдорешений.
***
Одновременно справедливо то, что 1) мы склонны не замечать то, что не подпадает под уже существующую систему категорий (т. е. странное и незнакомое) и 2) именно непривычное, опасное или угрожающее привлекает наибольшее внимание. Незнакомый раздражитель может быть либо опасным (шум в темноте), либо нет (новые шторы на окнах). Наибольшее внимание уделяется незнакомому и опасному; наименьшее — знакомому и безопасному; промежуточное внимание уделяется незнакомому и безопасному, которое превращается в знакомое и безопасное, т. е. подвергается категоризации.
***
Из множества примеров стереотипного восприятия можно перечислить следующие ситуации и явления.
1. Знакомое и привычное предпочтительнее незнакомого.
2. Схематичное и абстрактное предпочтительнее реального.
3. Организованное, структурированное, однозначное предпочтительнее хаотичного, неорганизованного, двусмысленного.
4. Имеющее название и могущее его получить предпочтительнее не названного.
5. Имеющее смысл предпочтительнее бессмысленного.
6. Обычное предпочтительнее необычного.
7. Ожидаемое предпочтительнее неожиданного.
***
Привычки ... служат проявлениями склонности статически мыслящих людей хотя бы на время остановить мир, поскольку им трудно взаимодействовать с меняющимся миром. Категоризация есть не что иное, как попытка сделать скоропалительные выводы, поскольку человек испытывает страх перед неизвестностью; эта попытка предпринимается в надежде снизить тревогу и избежать контакта с неизвестностью.
***
Почему мнению других мы доверяем больше, чем себе? Аня Скляр
***
Cистема образования не прилагает усилий, чтобы научить индивидов исследовать собственно реальность. Взамен предлагается набор штампованных очков, через которые надлежит рассматривать различные аспекты окружающей действительности, узнавая, таким образом, во что надо верить, что любить, что одобрять, чего стыдиться. Крайне мало внимания уделяется индивидуальности обучающихся, редко звучат призывы смело и самобытно взглянуть на мир.
***
Линкольну Стеффенсу приписывается следующая притча...
«Мы с Сатаной, — начал Стеффенс, — прогуливались по Пятой авеню, когда вдруг у нас на глазах один мужчина остановился и прямо из воздуха подхватил клочок Истины, представьте себе, клочок трепещущей Истины прямо из воздуха.
— Ты видел это? — спросил я Сатану. — Ты встревожен? Знаешь, ее достаточно, чтобы тебя погубить.
— Да, но я не испытываю тревоги и скажу почему. Сейчас это прекрасная живая вещь, но этот человек сначала придумает ей название, затем положит на полочку, а к тому времени она будет мертва. Если бы он подарил ей жизнь и смирился с этим, я бы погиб. Но сейчас я совершенно спокоен».
***
Уровень уверенности в себе = чувство безопасности.
***
Эксперимент, проведенный в 1935 г., результаты которого не публиковались, был посвящен повышению самооценки у женщины внешними средствами; пациентке было предложено вести себя агрессивно в 20 специфических и вполне тривиальных ситуациях (например, при покупке чая ей надлежало настаивать на определенном сорте, хотя обычно продавец легко мог ее переубедить). Она соблюдала все инструкции, а спустя три месяца было проведено тщательное исследование личностных изменений. Тот факт, что самооценка испытуемой сильно изменилась, сомнений не вызывал. Изменился и характер ее сновидений. Она впервые стала носить облегающую и открытую одежду. Ее сексуальное поведение стало более спонтанным, что не преминул отметить муж. Она стала ходить в бассейн с другими людьми, хотя раньше стеснялась появляться в купальном костюме. В целом ряде ситуаций женщина стала чувствовать себя более уверенно. Эти изменения не были запланированы, они были спонтанными, их значимости сама исследуемая не понимала. Изменение поведения способно привести к изменению личности.
***
Не уверенные в себе люди склонны демонстрировать ощущение неуверенности, что вызывает неприязнь к ним у окружающих; это, в свою очередь, способствует нарастанию неуверенности, замыкая порочный круг. Таким образом, в силу своей внутренней динамики, эти люди притягивают к себе то, чего сильнее всего боятся.
***
У человека с высоким уровнем самооценки можно выделить как минимум два ее качества, которые мы решили обозначить как силу и власть. Человек с высокой самооценкой, одновременно уверенный в своей безопасности, проявляет эту силу уверенности в себе в доброжелательной, дружеской манере. Человек с высокой самооценкой, который не чувствует себя в безопасности, не проявляет интереса к помощи слабым, а скорее, к доминированию над ними.
***
Человек, лишенный безопасности, нуждается во власти, что проявляется по — разному и в разных формах, таких как чрезмерные амбиции, чрезмерная агрессивность, собственнический инстинкт, жажда денег, склонность к конкуренции, предвзятости и ненависти или же в форме их противоположностей, таких как угодничество, подчинение, склонность к мазохизму.
***
Каждый поведенческий акт, как правило, является самовыражением личности в целом. ... каждый акт определяется каждым из имеющихся у личности синдромов. ... Когда Джон Доу смеется в ответ на шутку, теоретически представляется возможным на основании этого единичного акта судить о его самооценке, безопасности, интеллекте, энергии и т. д.
***
Проявление доброты более тесно связано с синдромом безопасности, чем с каким — либо другим.
***
Движение есть изменение положения тела с течением времени.
***
Опасно видеть в мире то, что мы сами туда привнесли, вместо реально существующего.
***
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Маслоу дал начало двум направлениям современной психологии, гуманистическому и трансперсональному. ... Все труды Маслоу пронизаны убеждением, что человеческие существа можно понять, лишь учитывая их высшие стремления. Он утверждал, что мы как человеческие существа обладаем внутренней потребностью культивировать эти стремления, чтобы иметь возможность реализовать себя и служить обществу. ...  Человеческие существа представляют собой не коллекцию неврозов, а богатство потенциальных возможностей.
***
Следующие особенности характерны для современной гуманистической психологии.
• Неудовлетворенность теориями, центрированными на патологии.
• Признание наличия у человека потенциала к росту, самоопределению, выбору и принятию на себя ответственности.
• Убежденность в том, что не хлебом единым жив человек; что он имеет высшие потребности, такие как научение, работа, любовь, творчество и т. п.
• Оценивание чувств, желаний и эмоций вместо их объективизации или поверхностного объяснения.
• Убежденность в том, что человек способен отличать истину от лжи, вести себя в соответствии с высшим добром; вера в вечные ценности, такие как истина, счастье, любовь и красота.
***
Гуманистическая психология как интеллектуальное движение оформилась в начале 1960–х гг. при создании двух организаций. Эсаленовский институт Калифорнии, прототип других центров роста и личностного развития, был основан в 1962 г. В том же году Абрахам Маслоу с коллегами основал Ассоциацию гуманистической психологии.

Основной целью журнала и Ассоциации являлось изучение поведенческих характеристик и эмоциональной динамики полноценного и здорового человеческого функционирования. Новая ассоциация символизировала отказ от механистической, детерминистской, психоаналитической и бихевиористской ортодоксальности. В 1985 г. Ассоциация насчитывала 5200 членов во всех 50 штатах и многих иностранных государствах.
***
Гуманистическая этика, разработанная Маслоу и развитая Бюдженталем, имеет особое значение для психотерапевтической практики. Вот некоторые ее принципы:
• принятие ответственности за собственные действия и переживания;
• взаимность в отношениях: признание взглядов другого человека;
• экзистенциальный подход (здесь — и–теперь), признание того, что человек живет лишь в настоящий момент;
• осознание того, что такие эмоции, как боль, конфликт, скорбь, вина, гнев, — являются часть человеческих переживаний, которые следует понять и даже оценить, а не скрывать и подавлять; выражение эмоций обнаруживает переживаемый смысл в жизни человека;
• люди, усвоившие гуманистическую этику, объединены поиском переживаний, ускоряющих личностный рост.
***
4 сила психологии - это трансперсональная психология. "Я рассматриваю гуманистическую психологию Третьей силы как временную психологию в преддверии высшей, четвертой психологии, трансперсональной, трансчеловеческой, центрированной больше на космосе, чем на людских потребностях и интересах, выходящей за пределы человечности, идентичности, самоактуализаци и т.п". ... Трансперсональная психология возникла в конце 1960–х гг.
***
«Конечная цель психотерапии видится не в успешной адаптации к господствующей культуре, а в повседневном переживании состояния, называемого раскрепощением, озарением, индивидуацией, уверенностью или гнозисом в зависимости от традиций».
***
Одна из задач обучения — научить ценить жизнь.
***
Маслоу видел в Третьей силе не столько школу психологии, сколько мировоззрение, он назвал его Zeitgeist, духом времени.
***
Человек никогда не будет чувствовать себя одиноким, заглянув внутрь себя, поскольку поиск себя, если человек достаточно внимателен, немедленно направит его вовне.
***
Зло в человеке по большей части обусловлено его невежеством.
***
"Я читал о бесчинствах, бессмысленности и отвратительности, подозрении и цинизме. …Мне кажется, я одинок в своих настойчивых заявлениях о реальности добра, порядочности, великодушия, все остальные хранят молчание. В мире существуют добро и зло, они сражаются между собой, и битве этой нет конца. Однако если добрые люди сдадутся, сражение будет проиграно".
***
"Движение к психическому здоровью является одновременно движением к духовному миру и социальной гармонии".

██ Абрахам Маслоу - Мотивация и личность. ██ Абрахам Маслоу (1908-1970) - крупнейший американский психолог и философ, один из основателей гуманистической психологии. С его именем неразрывно связаны такие понятия, как самоактуализация, иерархия потребностей, пиковые переживания. А. Маслоу, с его уникальными идеями, любовью к жизни, оптимизмом и верой в человека, в заложенные в нем возможности, внес вклад в развитие современных взглядов на природу человека, который трудно переоценить. Через полвека после первого выхода в свет книга «Мотивация и личность» по-прежнему предлагает уникальные и влиятельные теории, не утратившие cвoeгo значения.



Для этой записи комментарии отключены.